Система автоматизации книжного фонда 1С: Библиотека, особенности и преимущества


Быстрое развитие информационных технологий создало предпосылки к эффективному совершенствованию библиотечных структур и подразделений, в том числе, школьных, городских, технических библиотек. При этом, под «совершенствованием» подразумевается частичная или полная автоматизация всех библиотечных процессов, а также повышение качества обслуживания читателей.

Для достижения перечисленных выше целей было создано специализированное приложение 1С Библиотека, которое обеспечивает переход на электронную книговыдачу в несколько этапов.

Основные этапы внедрения системы автоматизации библиотек 1С: Библиотека

  • Формирование электронного каталога, с занесением в него информации о каждом печатном объекте (книги, журналы, газеты).
  • Маркировка каждого издания методом наклеивания, заранее распечатанного, индивидуального штрихового кода.
  • Внесение необходимых и доступных данных о пользователе (создание электронных формуляров).
  • Финальная настройка системы автоматизации библиотек, включая используемые подсистемы.

Назначение и настройка подсистем программы

  • Подсистема «Каталогизация и электронный каталог» используется для совмещения файлов с обложками книг и библиографических записей.
  • Раздел «Учет фонда» обеспечивает регистрацию поступлений в книжный фонд, а также ведение инвентарной книги и книги суммарного учета.
  • Опция«Обслуживание читателей» позволяет объединять различные записи – запись о читателе и запись об экземпляре издания.
  • Подсистема «Читатель»позволяет получать информацию о читателях, о выданных изданиях, о сроках возврата.
  • Раздел «Дневник работы библиотеки» представляет собой учетную документацию, которая заполняется в автоматическом режиме.
  • Функция «Статистика и отчеты» предназначена для проведения статистического анализа, в частности, для оценки эффективности использования того или иного издания.

Возможности и особенности программного продукта

  • Выдача и возврат литературы осуществляется посредством сканирования штриховых кодов, что позволяет избавиться от ввода инвентарных номеров ручным способом и повысить скорость обслуживания.
  • Ведение учета посещаемости и книговыдачи, создание отчетной документации, проверка конкретных изданий на востребованность и перемещение.
  • Работа в удаленном режиме через личный кабинет, когда пользователь получает доступ к своему электронному формуляру, а также к сведеньям из общего электронного каталога.
  • Составление различной документации и ведение учета в автоматическом режиме, например, заполнение книг «На руках» и «Выдача книг», формирование списков должников и книговыдачи.

Достоинства и преимущества программного решения

  • Полная или частичная автоматизация процессов каталогизации, ведения учетов фонда, обслуживания читателей.
  • Повышение сохранности фонда и его раскрываемости для пользователей.
  • Автоматическое контролирование наличия конкретных книг и постоянный учет должников.
  • Улучшение точности и увеличение скорости составления учетно-отчетной документации.
  • Предоставление возможности работать с группами пользователей, объединенных по определенным критериям.
  • Уменьшение времени обработки заказов и других типовых операций.

Положительные качества программы со слов пользователей:

  • повышение положительного имиджа библиотеки;
  • создание и развитие привлекательной среды;
  • сохранение и привлечение читательской аудитории;
  • расширение возможностей библиотечного обслуживания.