Автоматизация процессов.Принципы работы и методы реализации
Экспоненциальное развитие информационных технологий обуславливает их проникновение практически во все сферы жизнедеятельности человека, поэтому перевод управления процессами в автоматизированный режим не стал большой неожиданностью, при этом это касается не только производства товаров или научных разработок, но и сферы торговли (от оптовых складов до розничных магазинов).
Использование высокоскоростных современных компьютеров и соответствующего программного обеспечения позволяет достичь более высокого уровня эффективности управления процессами, что, соответственно, приводит к росту производительности, ускорению и сокращению времени протекания контролируемых процессов, повышению качества и точности выполняемых задач, снижению общих затрат на организацию и мониторинг работы отдельных сегментов крупного предприятия.
Основные принципы автоматизации процессов
Следует отметить, что автоматизация процессов может иметь несколько методов реализации различного уровня, не нарушая общих принципов и правил управления производством предприятий на ключевых этапах.
- Принцип оперативного согласования обеспечивает автоматическое, синхронное выполнение требуемых операций в течении протекания контролируемого процесса. При этом, нарушение порядка действий может привести к непредвиденным сбоям процесса и непредсказуемым последствиям.
- Принцип всестороннего интегрирования предусматривает полное встраивание контролируемого автоматизированного процесса в общую систему предприятия (организации). Этот метод используется для обеспечения непосредственного взаимодействия автоматизированного процесса с внешней рабочей средой.
- Принцип полной независимости служит для снижения участия человека в автоматизированном процессе, в том числе, не вмешательство оператора даже на сложных стадиях производства при условии соблюдения установленных требований.
Основные этапы внедрения автоматизации в бизнес-процессах
- Подготовка и анализ.
На этом этапе заказчик уточняет специализацию и ключевые цели разрабатываемого проекта автоматизации, далее предлагает свои условия исполнителю и заключает соответствующий договор. После чего персонал компании-заказчика осуществляет предварительную подготовку IT-инфраструктуры в соответствии с требованиями разработанного технического задания.
- Внедрение и настройка.
Следующим шагом является встраивание в систему (простыми действиями) автоматизированного процесса посредством специализированного программного (BMP) решения, с дальнейшим тестированием реализованного проекта и выявлением (устранением) мелких недостатков.
По окончании диагностики производится полноценное внедрение автоматизированного процесса в рабочую программную среду предприятия, а также осуществляется обучение персонала по правилам контроля и управления автоматизированными бизнес-процессами.
- Мониторинг и оптимизация.
В заключении, после продолжительной эксплуатации, анализируются основные параметры уже осуществленных бизнес-процессов (длительность, затраты ресурсов и т.д.) с формированием предложений по оптимизации работы используемого программного обеспечения.
Основные причины отказа от автоматизации процессов
- Выполняемые действия, входящие в контролируемый процесс, слишком сложны и трудоемки, что не соответствует экономической целесообразности автоматизации.
- Если производимая или реализуемая продукция востребована в течении короткого промежутка времени, то автоматизация процессов не имеет финансовой выгоды.
- Изготовление штучных товаров не предусматривает повторение процессов, что исключает возможность автоматизации такого производства.