Особенности проведения инвентаризации в программе 1С: Бухгалтерия
Время от времени компании различного типа осуществляют инвентаризацию своего имущества: инвентаря, товаров, материалов и т.п. Это помогает вовремя вычислить недостачи, понять, чего не хватает, а также выявить излишки. При некоторых обстоятельствах можно обнаружить брак, просроченный или испорченный продукт и так далее.
Для того чтобы отразить пересчёт в 1С: Бухгалтерия, важно понимать особенности функционирования прикладного решения.
Для учета процесса пересчёта в 1С Бухгалтерия создан специальный документ: «Инвентаризация», помогающий проводить данную процедуру. При помощи этого инструмента система в автоматическом режиме формирует учетные остатки на дату пересчёта.
На основании данного документа после определения результата возможен автоматический ввод документов:
- об оприходованных товарах (при выявлении излишков);
- о списании (если выявлена недостача).
Ниже приведена инструкция по инвентаризации, для корректного отражения учетных данных после пересчёта, рекомендуется изучить её и пользоваться ей в работе.
Процесс проведения процедуры инвентаризации в 1С: Бухгалтерия
Как правило, перерасчет товаров выполняется представителями инвентаризационной комиссии во главе с её председателем. Время проведения и список участников комиссии определяются приказом руководителя предприятия.
На практике при проведении пересчёта на первом этапе распечатывают ведомость с учетными остатками для сличения их с фактическим количеством. Для её формирования необходимо перейти в раздел «Склад» (1), подраздел «Инвентаризация товаров» (2). В интерфейсе откроется журнал документов инвентаризации.
В новом окошке необходимо кликнуть по кнопке «Создать» (3), чтобы открылась новая форма пересчета.
В документе с инвентаризацией необходимо прописать четыре следующих параметра (4):
- Дата инвентаризации
- Выбрать организацию
- Установить склад
После внесения данных чтобы заполнить сведения по остаткам на складе, нужно кликнуть по кнопке «Заполнить» (5). После нажатия кнопки, табличная часть будет заполнена остатками выбранного склада в автоматическом режиме.
Фактические данные об остатках, выявленные по данным пересчёта, нужно внести в поле «Количество факт» (6).
Далее нужно провести документ, распечатать его (7), и сформированная инвентаризационная ведомость готова для передачи на подпись ответственным за пересчёт лицам (8).
Отображение в программе результатов пересчета
После того, как комиссия провела пересчёт, полученные данные нужно будет отобразить на остатках 1С.
В поле «Количество факт» следует ввести значения только в те строки, где есть отклонения от учетных данных. Программа 1С в автоматическом режиме произведет расчёт отклонений. Например, если в одной из номенклатур будет недостача, то в ведомости она будет отображаться со знаком «–», а там, где есть излишки, появится «+». Частично внесенные данные можно сохранить, нажав кнопку «записать», окончательные - кнопкой «провести». Далее – на основании введенной информации могут быть созданы документы оприходования и/или списания отклонений.
Для корректировки остатков по результатам пересчета, нужно сформировать документы списания и/или оприходовании товаров. Документ списания можно сделать, если нажать в ведомости инвентаризации клавишу «Создать на основании» и кликнуть по гиперссылке «Списание товаров» (9), после чего сформируется документ.
В автоматическом режиме в документе будут заполнены поля о номенклатуре, количестве, счете учета.
Чтобы отобразить списание недостачи в учёте, стоит кликнуть по клавишам «Записать» и «Провести» (10).
Таким же образом можно оприходовать излишки воспользовавшись окном инвентаризации:
- нажать на клавишу «Создать на основании»;
- кликнув по гиперссылке «Оприходование товаров» (11).
После этого откроется окно документа оприходования.
Программа сама заполнит номенклатуру, количество, счета учета, цену. Себестоимость товара так же будет сформирована в автоматическом режиме.
Но при наличии новой номенклатуры 1С не сможет найти информацию касательно себестоимости. В данном случае необходимо:
- выставить рыночную цену;
- в разделе «Статья доходов» выбрать через справочник необходимую статью, к примеру, «Доходы по выявленным излишкам»;
- чтобы отобразить оприходованные излишки в учете необходимо кликнуть по клавише «Записать» и «Провести» (12).
В нашем примере был произведен пересчёт материалов, используемых в производстве, отображение излишков проведено с использованием счета 10.01. Если же инвентаризация проходит в торговой компании, излишки нужно отразить по дебету счета 41 «Товары».
По итогам выполненных мероприятий, результат инвентаризации зафиксирован в учете. В результате фактическое наличие продукции на складе будет совпадать с учетным количеством, зафиксированным в программе.