ЕНВД (единый налог на вмененный доход) в 2021-2022 г.г. Упразднение. Какие альтернативы?


О приведении пояснений относительно упразднения единого налога на вмененный доход

ФНС РФ после новости об упразднении специализированной налоговой системы в виде ЕНВД для некоторых отраслей бизнеса с начала 2021 года приводит пояснения по ряду вопросов от заинтересованных лиц.

Какую альтернативу единого налога на вмененный доход (вмененки) могут рассмотреть его плательщики?

Предприятия и ИП после упразднения вмененки могут отдать предпочтение альтернативным специализированным режимам налогообложения, к примеру, упрощенной либо патентной системам налогообложения.

С учетом действия ФЗ от 27 ноября 2018 г. № 422 в каждом субъекте страны реализован эксперимент по работе по специализированной налоговой системе «Налог на профессиональный доход». ИП, которые не располагают наемным персоналом по трудовым соглашениям, после упразднения вмененки могут отдать предпочтение, в частности, специализированному налоговому режиму «Налог на профессиональный доход».

Есть ли необходимость в предоставлении заявления о снятии с учета в качестве плательщика вмененки после упразднения такого режима налогообложения?

Для отдельных видов деятельности» из НК России, оснований для предоставления плательщиками налогов заявления о снятии с учета в качестве плательщика вмененки, утвержденного п. 3 ст. 346.28 НК России, и отправления налоговыми подразделениями уведомления о снятии плательщика налогов с учета в качестве плательщика ЕНВД нет.

Снятие с учета фирм и ИП, оформленных в налоговом подразделении в качестве плательщиков вмененки, происходит в автоматическом режиме (письмо Федеральной налоговой службы России № СД-4-3/13544@ от 21 августа).

В какую налоговую инстанцию следует предоставлять налоговую декларацию по вмененке за заключительный квартал и в какой срок?

Плательщик вмененки должен предоставлять налоговые декларации по истечении налогового периода не позже 20 числа 1-го месяца ближайшего нового отчетного периода (п. 3 ст. 346.32 НК России).

Плательщик должен заплатить ЕНВД по истечении налогового периода не позже 25 числа 1-го месяца ближайшего нового отчетного периода в бюджеты бюджетной системы страны по месту регистрации в налоговом подразделении в качестве плательщика вмененки с учетом п. 2 ст. 346.28 НК России (п. 1 ст. 346.32 НК России).

Соответственно, налоговую декларацию за заключительный квартал надо подать не позже 20.01.21 г. Налог следует заплатить до 25.01.21 г.

В такой ситуации налоговая декларация направляется в налоговую службу, в которой фирма либо ИП до упразднения рассматриваемой системы налогообложения были зарегистрированы в качестве плательщика вмененки.

С 2022 ЕНВД действовать перестанет.

Как плательщики данного налога будут приступать к работе по упрощенной системы налогообложения (упрощенке)?

Плательщики вмененки, которые желают работать на упрощенке с 1-го дня нового года, обязаны предоставить уведомление о выборе данного режима не позже заключительного дня этого года (п. 1 ст. 346.13 НК России).

Уведомление о выборе упрощенки составляется по форме № 26.2-1 (КНД 1150001), установленной приказом Федеральной налоговой службы России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@.

В таком документе обозначается система налогообложения, которой было отдано предпочтение. Фирмы, помимо прочего, отмечают остаточную стоимость основных средств и размер выручки по информации на начало октября этого года (абзац 2 п. 1 ст. 346.13 НК России). В такой ситуации важно учесть, что в уведомлении по строке «Получено доходов за девять месяцев года подачи уведомления» отмечается выручка лишь по сферам бизнеса, облагающимся налогами по общему режиму налогообложения (п. 4 ст. 346.12 НК России). Выручка, которая была получена при работе на ЕНВД, не берется к учету при задании ограничения по выручке (максимум – 112,5 миллиона рублей) для переключения на упрощенку.

Уведомление может предъявляться в налоговое подразделение по месту нахождения предприятия либо месту жительства ИП лично либо через доверенное лицо, направляться по почте заказным письмом либо в электронной форме с помощью телекоммуникационных средств связи с постановкой квалифицированной электронной подписи, в частности через имеющийся на веб-ресурсе Федеральной налоговой службы России инструмент «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» в разделе «Моя система налогообложения».

В такой ситуации важно обратить внимание на то, что предприятие либо ИП после предоставления уведомления о выборе упрощенки могут перейти на иной объект налогообложения либо отказаться от работы по такому режиму налогообложения посредством составления еще одного уведомления о выборе упрощенки и (либо) соответствующего обращения в налоговое подразделение не позже заключительного дня календарного года, в котором предъявлялось такое уведомление. Важно помнить, что в перечисленных случаях предоставленное до этого уведомление прекращает свое действие (письмо Федеральной налоговой службы России от 20 октября этого года № СД-4-3/17181@).

Предприятие работает по двум системам налогообложения: вмененке и упрощенке.

Учитывая положения гл. 26.2 НК России, это предприятие не сможет в новом году работать по упрощенке. Необходимо ли сообщать об этом?

П. 4 ст. 346.13 НК России (в вариации, которая станет действительной с 1-го дня нового года) постановляет, что если по завершении налогового периода выручка плательщика налогов, устанавливаемая с учетом ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК России, была больше 200 миллионов руб., и (либо) за налоговый период наблюдалось игнорирование требований, утвержденных пп. 1-11, 13, 14, 16-21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК России, и (либо) усредненная численность сотрудников плательщика налогов вышло за пределы нормы, утвержденной пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК России, более чем на три десятка человек, такой плательщик налогов причисляется к категории утративших право на работу по упрощенке с 1-го дня квартала, в котором были зарегистрированы вышеупомянутые превышения суммы выручки плательщика налогов и (либо) усредненной численности его сотрудников и (либо) игнорирование обозначенных требований.

При таких обстоятельствах ввиду п.5 ст. 346.13 НК России, с учетом потери права работать по упрощенке плательщик налогов должен проинформировать налоговое подразделение о переходе на иную систему налогообложения в срок до 15 календарных дней по окончании налогового периода, в котором было потеряно право на работу по упрощенке.

Ввиду всего вышеупомянутого, если плательщик налогов игнорирует условия использования гл. 26.2 НК России в новом году в частности по выручке, включая выручку от сфер бизнеса, которые раньше облагались вмененкой, он утрачивает право на работу по упрощенке и должен проинформировать об этом налоговое подразделение по правилам, перечисленным в пунктах выше.

Обязаны ли информировать налоговое подразделение о выборе упрощенки плательщики налогов, которые ведут деятельность одновременно по вмененке и упрощенке?

Плательщики налогов, предъявившие уведомление в налоговое подразделение о переключении на упрощенку, считаются плательщиками налогов, работающими по упрощенке и после 1-го дня нового года, в частности по выручке, которая облагается до наступающего года единым налогом на вмененный доход. Как следствие, в предоставлении еще одного документа о выборе упрощенки необходимость отсутствует.

Как будет вестись учет выручки, полученной в ходе работы по упрощенке по продуктам (работам, услугам), которые купили (выполнили, предоставили) в ходе работы по вмененке?

Плательщики налогов, работающие по упрощенке, во время установления налоговой базы, берут к учету выручку от продажи, указанную в ст. 249 НК России, внереализационные доходы, указанные в ст. 250 НК России, и не берут к учету выручку, указанную в ст. 251 НК России.

П. 1 ст. 249 НК России постановляет, что доходом от продажи выступает выручка от продажи продуктов (работ, услуг) как своего производства, так и купленных до этого, выручка от продажи имущественных прав.

П. 1 ст. 39 НК России постановляет, что продажей продуктов, работ либо услуг предприятием либо ИП выступает соответственно предоставление на возмездной основе (включая обмен продуктами, работами, услугами) права собственности на продукты, итогов выполнения работ одним лицом от второго, возмездное предоставление услуг одним лицом второму, а при обстоятельствах, обозначенных в НК России, предоставление права собственности на продукты, итогов выполнения работ одним лицом для второго, предоставление услуг одним лицом второму – безвозмездно.

При таких обстоятельствах по п. 1 ст. 346.17 НК России для использования гл. 26.2 НК России датой получения выручки является день зачисления денег на банковские счета и (либо) в кассу, получения прочего имущества (работ, услуг) и (либо) имущественных прав, выплаты долга (оплаты) плательщику налогов другим методом (кассовым).

Соответственно, при выборе плательщиком налогов упрощенки вместо ЕНВД в налоговую базу по налогу, который платится по причине работы по упрощенке, следует добавить выручку от продажи продуктов (работ, услуг), которую плательщик налогов получил в ходе работы по упрощенке за продукты (работы, услуги), проданные (на деле предоставленные на возмездной основе) в ходе работы по упрощенке. Данная выручка берется к учету в целях налогообложения на тот момент, когда она была получена.

Следует принять во внимание, что если продукты (работы, услуги) были проданы в ходе работы по вмененке, то выручка от продажи данных продуктов (работ, услуг), полученная плательщиком налогов в ходе работы по упрощенке, при формировании налоговой базы по упрощенке не берется к учету.

Ввиду перечисленных выше положений НК России при формировании налоговой базы в целях определения суммы налога по упрощенке авансовые выплаты, поступившие от потребителей продуктов либо услуг, берутся к учету в выручке в налоговом периоде ее зачисления.

Соответственно, если авансовая выплата в счет продажи продуктов (предоставления обслуживания) была перечислена в ходе работы по вмененке, а обслуживание было оказано в ходе работы по упрощенке, брать к учету такую выплату в составе выручки на упрощенке плательщик налогов не обязан.

Следует ли брать к учету в целях работы по упрощенке издержки на покупку продуктов для повторной реализации, понесенные в ходе работы по единому налогу на вмененный доход?

П. 2.2 ст. 346.25 НК России постановляет, что плательщики налогов, работавшие по вмененке до выбора упрощенки с объектом налогообложения «выручка минус издержки», при формировании налоговой базы имеют право взять к учету понесенные до выбора упрощенки издержки по оплате цены продуктов, купленных в целях дальнейшей продажи, которые берутся к учету по мере продажи данных продуктов (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК России).

При таких обстоятельствах издержки, имеющие связь с продажей вышеупомянутых продуктов (в этом списке – издержки по содержанию, обслуживанию и перевозке), при работе по упрощенке берутся к учету в том налоговом периоде, в котором их реально оплатили после выбора упрощенки.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что издержки на покупку продуктов можно брать к учету исключительно при наличии первичной документации, доказывающей понесенные издержки (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК России).

Следует ли брать к учету в целях работы по упрощенке остаточную цену основных средств и нематериальных активов, эксплуатируемых до ведения бизнеса, на который распространяется действие вмененки?

П. 2.1 ст. 346.25 НК России постановляет, что плательщики налогов, работавшие по системе налогообложения в виде вмененки, к началу работы по упрощенке фиксируют остаточную цену основных средств и нематериальных активов в виде разницы между ценой покупки (формирования) основных средств и нематериальных активов и сухой амортизации, определенной по правилам, установленными законодательством о бухучете, за период работы по системе налогообложения в виде ЕНВД.

Остаточная цена вышеупомянутых объектов основных средств и нематериальных активов указывается в составе издержек, которые берутся к учету при формировании налоговой базы по упрощенке, одинаковыми долями за налоговые периоды по правилам, установленным пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК России:

  • относительно основных средств и нематериальных активов с 3-летним периодом полезной эксплуатации – на протяжение 1-го календарного года ведения бизнеса по упрощенке;
  • относительно основных средств и нематериальных активов с 3-15-летним периодом полезной эксплуатации на протяжение 1-го календарного года ведения бизнеса по упрощенке – половина цены, следующего календарного года – 30% цены, 3-го календарного года – 1/5 часть цены;
  • относительно основных средств и нематериальных активов по меньшей мере с 15-летним периодом полезной эксплуатации – на протяжение первой десятилетки ведения бизнеса по упрощенке.

Налоговая декларация по вмененке предоставлялась по месту занятия бизнесом.

После упразднения вмененки и старта работы по упрощенке декларацию по такой системе тоже следует предоставлять по месту занятия бизнесом?

Декларация по упрощенке по истечении налогового периода отправляется в налоговое подразделение по месту расположения предприятия (месту жительства ИП) ежегодно (п. 1 ст. 346.23 НК России).

По месту расположения обособленных подразделений документ предоставлять не следует. Уплата налога по упрощенке (аванса по налогу) производится также по месту нахождения основного офиса (месту жительства ИП).

В дополнение к этому НК России определяет необходимость предоставления налоговой декларации по упрощенке ИП по каждой локации занятия бизнесом.

ИП планирует стать владельцем патента в отношении направления бизнеса, по которому он оплачивал вмененку.

Каковы сроки предъявления заявления для получения патента?

П. 2 ст. 346.45 НК России постановляет, что ИП предъявляет лично либо через доверенное лицо, посылает по почте письмом с описанием вложения либо подает в электронной форме с помощью телекоммуникационных средств связи заявление на получение патента в налоговую инстанцию не позже чем за десять суток до переключения ИП на патентную систему налогообложения.

Если заявление на получение патента посылается почтовым отправлением, днем его предоставления является день, в который письмо было отправлено. Если данное заявление отправляется по телекоммуникационным каналам связи, днем его предоставления является день, в который оно было отправлено (абзац 4 п. 2 ст. 346.45 НК России).

Соответственно, ИП, планирующий с 1-го дня нового года стать владельцем патента для получения права выбора патентной системы налогообложения, может предоставить соответствующее заявление не позже, чем за десять рабочих дней до 01.01.21 г., точнее, не позже 17.12.20 г.

Налоговая инстанция должна не позже, чем через пять рабочих дней с момента получения вышеупомянутого заявления выдать либо направить ИП патент, либо уведомление об отказе в выдаче документа (п. 3 ст. 346.45 НК России).

Каким образом будет облагаться налогами выручка предприятия, которую получили в ходе работы по ОСН, от продажи продуктов, купленных в ходе работы по вмененный налог?

Гл. 25 НК России дает определение выручки по методу начисления и кассовому методу.

Если в среднем за предыдущие четыре квартала величина дохода от продажи продуктов (работ, услуг) этих предприятий без НДС не была больше 1 млн руб. за каждые 90 дней, то с учетом п. 1 ст. 273 НК России фирма может производить определение выручки (издержек) кассовым методом.

Иные предприятия с учетом п. 1 ст. 271 НК России выручку определяют по методу начисления в том налоговом периоде, в котором ее получили, и это не зависит от фактического получения денежных средств, прочего имущества (работ, услуг) и (либо) имущественных прав (метод начисления).

П. 3 ст. 271 НК России постановляет, что для предприятий, которые используют метод начисления, днем определения выручки от продажи является день продажи продуктов, который определяется по п. 1 ст. 39 НК России, и это не зависит от фактического получения денежных средств, прочего имущества (работ, услуг) и (либо) имущественных прав в их оплату.

Соответственно, если плательщик налогов предпочитает работать по ОСН после упразднения вмененки, в налоговую базу по налогу на прибыль предприятий добавляется выручка от продажи продуктов, которая произошла в ходе работы по ОСН. При таких обстоятельствах день получения выручки устанавливается по правилам, описанным в ст. 271, 273 НК России.

Как будет вестись учет для определения размера налога на прибыль предприятий выручка от продажи продуктов (работ, услуг), в отношении которых поступила авансовая выплата (оплата, неполная оплата в счет последующих поставок продуктов), в ходе работы по вмененке?

Пп. 1 п. 1 ст. 251 НК России постановляет, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль предприятий не берется к учету выручка в виде продуктов, имущественных прав, работ либо услуг, переданных прочими лицами в счет предоплаты продуктов (работ, услуг) плательщиками налогов, которые формируют выручку и издержки по месту начисления.

При таких обстоятельствах ввиду п. 3 ст. 271 НК России для предприятий, которые применяют метод начисления, днем формирования выручки от продажи является день продажи продуктов, который устанавливается по п. 1 ст. 39 НК России, и это не зависит от реального перечисления денежных средств (прочего имущества (работ, услуг) и (либо) имущественных прав) в их оплату.

Как следствие, для плательщиков налогов, которые применяют метод начисления, выручка от продажи продуктов (работ, услуг), за которые была получена авансовая выплата (оплата, неполная оплата) в ходе работы плательщика налогов по вмененке, берется к учету для определения суммы налога на прибыль предприятий в ходе работы по ОСН.

Каким образом берутся к учету в целях использования налога на прибыль предприятий издержки на покупку продуктов для повторной реализации, понесенные в ходе работы по вмененке?

Детальная информация об учете издержек при продаже продуктов и (либо) имущественных прав приведена в ст. 268 НК России.

Пп. 3 п. 1 ст. 268 НК России постановляет, что при продаже продуктов плательщик налогов может уменьшить фактическую выручку на цену покупки данных продуктов, которая устанавливается с учетом действующей на предприятии учетной политики для целей налогообложения одним из методов оценки покупаемых продуктов из перечня:

  • по цене 1-х продуктов по времени покупки (ФИФО);
  • по усредненной цене;
  • по цене товарной позиции.

Плательщик налогов дополнительно может снизить выручку на сумму издержек, имеющих прямую связь с данной продажей, в том числе на издержки по оценке, содержанию, обслуживанию и перевозке представленного к продаже имущества. При таких обстоятельствах при продаже продуктов, которые были приобретены, издержки, имеющие отношение к их приобретению и продаже, формируются соответственно положениям ст. 320 НК России.

Как следствие, цена остатков продуктов, которые фирма не продала в процессе работы по вмененке, может быть взята к учету при продаже данных продуктов в процессе работы по ОСН.

Как определяется величина налога на добавленную стоимость при выборе с начала нового года плательщиками налогов ОСН вместо вмененки?

Если с начала нового года плательщик налогов начнет работать по ОСН вместо вмененки, определение размера налога на добавленную стоимость производится при продаже продуктов (работ, услуг, имущественных прав), отгрузка (осуществление, предоставление) которых случилась после 1-го дня нового года (п. 1 ст. 146 НК России).

Если авансовая выплата в счет последующих поставок продуктов (работ, услуг, имущественных прав) поступила плательщику вмененки до последнего дня этого года, а отгружаться продукты будут с 1-го дня нового года, налог на добавленную стоимость с авансовых выплат не берется в расчет. При отгрузке с 1-го дня нового года в счет поступившей авансовой выплаты (оплаты, неполной оплаты в счет последующих поставок продуктов, работ, услуг, имущественных прав) определение суммы налога на добавленную стоимость производится по общепринятым правилам.

При подписании соглашений по 31 декабря этого года включительно на продажу продуктов (работ, услуг, имущественных прав) с 1-го дня нового года следует в вышеупомянутые соглашения вписывать цену обозначенных продуктов (работ, услуг, имущественных прав), учитывая налог на добавленную стоимость.

Если отгрузка продуктов (работ, услуг, имущественных прав) случилась до 31 декабря этого года включительно, определение суммы налога на добавленную стоимость плательщиком вмененки не производится, и это не зависит от даты поступления от заказчика оплаты таких продуктов (работ, услуг, имущественных прав).

Как добиться получения вычета по налогу на добавленную стоимость при работе плательщика налогов по ОСН после вмененки?

При работе плательщика налогов по ОСН после вмененки размер налога на добавленную стоимость по купленным продуктам (работам, услугам, имущественным правам), которые не задействуются в предпринимательстве, облагающимся ЕНВД, подлежит вычету по правилам, описанным в гл. 21 НК России (п. 9 ст. 346.26 НК России).

Упомянутая норма обозначена в проекте ФЗ № 973160-7 «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса РФ» и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ», который Госдума приняла в 3-м чтении.

Соответственно, со дня, когда данный проект закона начал действовать, применение вычетов по налогу на добавленную стоимость производится по описанным правилам.

Если у плательщика вмененки в день переключения на ОСН есть остатки продуктов, которые не успели продать, размер налога на добавленную стоимость по данным продуктам, не задействованным в предпринимательстве, облагающимся ЕНВД, берется к вычету по правилам, описанным в ст. 172 НК России, в случае применения таких продуктов для выполнения работ, на которые распространяется действие налога на добавленную стоимость. При таких обстоятельствах правом на вышеупомянутые вычеты наделяются плательщики налогов в налоговом периоде, в котором данные плательщики налогов начали работать по ОСН после вмененки, точнее, считая со стартового квартала нового года.

Если в ходе работы по вмененке плательщик налогов приобрел и стал эксплуатировать основные средства, цена которых установлена по п. 2 ст. 170 НК России с учетом размера налога на добавленную стоимость, применение вычетов размера налога на добавленную стоимость, связанного с остаточной ценой основных средств, после переключения на ОСН ст. 171 и 172 НК России не учитывают. Вот почему налог на добавленную стоимость, связанный с остаточной ценой основных средств, купленных и эксплуатируемых в ходе работы по вмененке, к вычету при определении размера налога на добавленную стоимость, который вносится в бюджет, не берется.

Если покупка основного средства произошла в процессе работы по ЕНВД, а эксплуатировать его начали после переключения на ОСН, размер налога на добавленную стоимость, исчисленный при покупке основных средств (либо при возведении объекта недвижимого имущества), берется к вычету по правилам, описанным в ст. 172 НК России, при условии, что купленный (либо возведенный) объект основных средств (объект недвижимого имущества) предназначен для осуществления действий, на которые распространяется действие налога на добавленную стоимость. При таких обстоятельствах право на вышеупомянутые вычеты появляется в налоговом периоде, в котором налогоплательщик переключился на ОСН после вмененки, точнее, начиная со стартового квартала нового года.

Предприятие работает одновременно по ОСН и вмененке.

По причине упразднения последнего с нового года запланировали полноценное переключение на упрощенку с объектом налогообложения «выручка минус издержки». Каковы варианты действий с остатками продуктов, по которым налог на добавленную стоимость уже взят к вычету, а реализация пройдет в наступающем году?

П. 2 ст. 346.11 НК России постановляет, что плательщики налогов, работающие по упрощенке, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

5 абзац пп. 2 п. 3 ст. 170 НК России постановляет, что при переключении плательщика налогов на специализированные режимы налогообложения по гл. 26.2, 26.3, 26.5 НК России размер налога на добавленную стоимость, взятый к вычету плательщиком налогов по продуктам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, и имущественным правам по правилам, описанным в гл. 21 НК России, можно восстановить в налоговом периоде, который предшествовал началу работы по вышеупомянутым системам.

Соответственно, при переключении плательщика налогов на упрощенку размер налога на добавленную стоимость, взятый к вычету плательщиком налогов по продуктам (работам, услугам), можно восстановить в налоговом периоде, который предшествовал началу работы по упрощенке.

При таких обстоятельствах в целях восстановления размера налога на добавленную стоимость по правилам, описанным в абзаце 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК России, в книге продаж отмечаются счета-фактуры, с учетом которых производился прием к вычету налоговых сумм, если в налоговом периоде, который предшествовал началу работы плательщика налогов по упрощенке, не закончился срок их хранения. При отсутствии данных документов по причине окончания срока их хранения в книге продаж можно отметить справку работника бухгалтерии, в которой есть информация о восстанавливаемом размере налога на добавленную стоимость.

Д. С. Сатин, действительный госсоветник России II класса.