Система автоматизации книжного фонда 1С: Библиотека, особенности и преимущества
Быстрое развитие информационных технологий создало предпосылки к эффективному совершенствованию библиотечных структур и подразделений, в том числе, школьных, городских, технических библиотек. При этом, под «совершенствованием» подразумевается частичная или полная автоматизация всех библиотечных процессов, а также повышение качества обслуживания читателей.
Для достижения перечисленных выше целей было создано специализированное приложение 1С Библиотека, которое обеспечивает переход на электронную книговыдачу в несколько этапов.
Основные этапы внедрения системы автоматизации библиотек 1С: Библиотека
- Формирование электронного каталога, с занесением в него информации о каждом печатном объекте (книги, журналы, газеты).
- Маркировка каждого издания методом наклеивания, заранее распечатанного, индивидуального штрихового кода.
- Внесение необходимых и доступных данных о пользователе (создание электронных формуляров).
- Финальная настройка системы автоматизации библиотек, включая используемые подсистемы.
Назначение и настройка подсистем программы
- Подсистема «Каталогизация и электронный каталог» используется для совмещения файлов с обложками книг и библиографических записей.
- Раздел «Учет фонда» обеспечивает регистрацию поступлений в книжный фонд, а также ведение инвентарной книги и книги суммарного учета.
- Опция«Обслуживание читателей» позволяет объединять различные записи – запись о читателе и запись об экземпляре издания.
- Подсистема «Читатель»позволяет получать информацию о читателях, о выданных изданиях, о сроках возврата.
- Раздел «Дневник работы библиотеки» представляет собой учетную документацию, которая заполняется в автоматическом режиме.
- Функция «Статистика и отчеты» предназначена для проведения статистического анализа, в частности, для оценки эффективности использования того или иного издания.
Возможности и особенности программного продукта
- Выдача и возврат литературы осуществляется посредством сканирования штриховых кодов, что позволяет избавиться от ввода инвентарных номеров ручным способом и повысить скорость обслуживания.
- Ведение учета посещаемости и книговыдачи, создание отчетной документации, проверка конкретных изданий на востребованность и перемещение.
- Работа в удаленном режиме через личный кабинет, когда пользователь получает доступ к своему электронному формуляру, а также к сведеньям из общего электронного каталога.
- Составление различной документации и ведение учета в автоматическом режиме, например, заполнение книг «На руках» и «Выдача книг», формирование списков должников и книговыдачи.
Достоинства и преимущества программного решения
- Полная или частичная автоматизация процессов каталогизации, ведения учетов фонда, обслуживания читателей.
- Повышение сохранности фонда и его раскрываемости для пользователей.
- Автоматическое контролирование наличия конкретных книг и постоянный учет должников.
- Улучшение точности и увеличение скорости составления учетно-отчетной документации.
- Предоставление возможности работать с группами пользователей, объединенных по определенным критериям.
- Уменьшение времени обработки заказов и других типовых операций.
Положительные качества программы со слов пользователей:
- повышение положительного имиджа библиотеки;
- создание и развитие привлекательной среды;
- сохранение и привлечение читательской аудитории;
- расширение возможностей библиотечного обслуживания.